РОЛИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
ДЕНЬ 03
Сегодня мы поговорим о ролях конечных пользователей, примерим форматы подходящих для них лицензий, разберемся с выработкой ролевой модели и способами закрепить правила игры на уровне всей организации.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПАДЕНИЕ
ОНЛАЙН-МАРАФОН ИСКУССТВО QLIK SENSE
Покорить врага не сражаясь — вот в чем наивысшее превосходство
Поэтому лучшая политика в войне — разрушить стратегические замыслы противника.
На втором месте — расколоть вражеские союзы с помощью средств дипломатии. На третьем — атаковать и поразить армию противника в поле.
Самое худшее — нападать на крепости. Штурмовать укрепленные города следует лишь тогда, когда нет никакой возможности действовать по иному.

ДОБИВАЙСЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРЕВОСХОДСТВА

+ Если у тебя сил в 10 раз больше, чем у противника, — окружи его со всех сторон.
+ Если у тебя сил в пять раз больше, чем у противника, — нападай на него.
+ Если у тебя сил вдвое больше, чем у противника, — завязывай с ним бой.
+ Если силы твои и противника приблизительно равны — будь способным разделить его на части.
+ Если у тебя сил меньше, чем у противника, — будь способным обороняться.
+ Если у тебя состояние во всех отношениях неблагоприятное — будь способным уклониться от сражения. Другими словами, слабая сторона в конечном счёте падет и будет порабощена сильной стороной, если глупо держится за свою позицию и ведет безнадёжно оборону.

ИЩИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОБЕДУ

Победу можно предсказать в пяти случаях:

1 Победит тот, кто знает, когда можно и нужно сражаться и когда можно и нужно не сражаться.
2 Победит тот, кто понимает, как управлять и пользоваться большими (превосходящими) и малыми (худшими) силами.
3 Победит тот, чья армия сплоченно стремлением к единой цели.
4 Победит тот, кто хорошо подготовился и теперь спокойно выжидает неосторожности противника, который приготовился не столь тщательно.
5 Победит тот, чьи полководцы талантливы, а государь не мешает им.

Эти пять положений и есть пути познания победы.

Поэтому сказано:
Зная врага и зная себя, ты можешь сразиться с ним хоть 100 раз — и не изведаешь опасности потерпеть поражение.

Если знаешь себя, но не знаешь врага, то один раз победишь, а другой проиграешь — твои шансы отпраздновать победу или потерпеть поражение примерно одинаковы.

Если не знаешь ни врага, ни себя, то непременно будешь терпеть поражения каждый раз.

Сегодня мы на основе кейса внимательно посмотрим на пользовательский состав, чтобы лучше понимать потребности конечных пользователей продукта, уметь строить логистическую цепочку данных, оценивать и проектировать модель пользовательских ролей для управления информационными потоками внутри Qlik Sense.


ТЕМА ДНЯ
РОЛИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
ЗАЧЕМ НУЖЕН SELF-SERVICE
Скажем очевидную мысль: с ростом количества собираемых данных, компаниям хочется видеть и рост их использования, анализа и принимаемых на их основе решений.

При традиционном подходе к аналитике, пользователи достаточно ограниченны в своих возможностях, т.к. подготовку отчетов на основе их данных выполняет IT-служба. Но, IT-специалисты оторваны от бизнеса и не могут понимать все тонкости работы с показателей конкретного бизнес-подразделения. А владельцы бизнес-данных, прекрасно понимая свои внутренние потребности, не могут разобраться в сложных механизмах работы с инструментом анализа данных.
#ХайкуВиз
Взмах мотылька
Нарушил покой.
Не близко дедлайн
Поэтому, вместо того, чтобы возлагать функции анализа данных на небольшое количество очень дорогих и занятых экспертов BI, предоставьте возможности самостоятельного анализа бизнес-сотрудникам, используя практику self-service.

При self-service подходе, специалисты получат в свои руки инструмент прямого общения с данными. Самое главное, что эти люди являются экспертами в своих профессиональных областях и точно знают, какие вопросы им нужно задать к данным. Более того, такие сотрудники будут быстро получат ответы на свои вопросы, которыми они смогут делиться с коллегами, развивая культуру работы с данными в организации в целом.
ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ
Подход self-service кажется грамотным с точки зрения работы с данными и актуальным для множества организаций. Вы перекладываете ответственность по работе с данными на конечных пользователей.

Однако, полностью уйти от управления данными при self-service может быть чревато негативными последствиями, которые можно описать одним словом: хаос
1
несколько ТОЧЕК правды
Если пользователи сами занимаются публикацией источников данных, это приводит к нескольким версиям одного и того же исходного источника. Становится сложно уследить за корректностью данных и их качеством. Ситуация повторяется и с конечными приложениями, некоторые из которых могут терять свою актуальность
2
сложная поддержка
При таком подходе, администрирование сервиса может усложняться за счет нестандартизированных правил выдачи доступов, наименований приложений, логической организации контента
3
ДУБЛИРОВАНИЕ усилиЙ
Вместо того, чтобы посчитать нужные показатели один раз и сохранить их в сертифицированном источнике данных, пользователи будут каждый раз создавать новые источники и заново рассчитывать необходимые метрики
Компаниям нужно приходить к модели управляемого self-service, при которой, сервис будет иметь возможности мониторинга, прописывания ролей пользователей, контроля прав доступа, модерации источников данных и каталогизирование метрик, дашбордов и приложений
Мониторинг приложений позволяет отслеживать нестандартные ситуации и быстро их устранять.
Контроль нагрузки позволяет оптимизировать доставку приложений конечным пользователям.
Описание метрик позволяет избежать конфликтов внутри подразделений и выстроить управление на основе единых показателей.
Ролевая модель позволяет задать правила взаимодействия между пользователями и системой.
Жизненный цикл приложения позволяет выстроить процесс постоянного совершенствования развития приложений.
Оптимизация данных позволяет избежать их дублирования и способствует более оптимальному использованию данных внутри смежных подразделений.
1
Единый БЕЗОПАСНЫЙ источник правды
Модерирование источников данных централизованно поможет обеспечить качество и актуальность данных для пользователей, которые, в свою очередь, будут всегда уверены в ответах, которые они получают
2
менеджмент групп доступа
Каждый пользователей может быть наделен особыми правами группы доступа, в зависимости от того, какие у него потребности работы с данными и какие навыки он уже имеет. Таким образом легче проводить поддержку доступов и их изменение
3
легкое администрирование
При управляемом self-service, администраторам понятна структура сервера, логика выстроенных приложений, матрица ролей и уровней доступов. Это облегчает процесс изменения администрирования и поддержки
РОЛИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ QLIK SENSE
Для того, чтобы доступ к данным и приложениям был контролируемым, пользователей нужно разделить на группы доступа. При этом, сначала нужно понять — какие аспекты работы с приложениями для вас являются ключевыми. Как велики для вас требования безопасности, какими ресурсами вы обладаете. Так будет проще настроить матрицу ролей.

Рассмотрим один из подходов к разграничению ролей пользователей по матрице доступов:
Пользователь
Пользовательская роль
Такая роль присваивается всем сотрудникам компании, которым доступен базовый пакет отчетов – карта отчетов, инструкции, обучающие материалы. Доступ к остальным отчетам по направлениям бизнеса и область видимости определяется специальным регламентом на основании заявок. Важно, что создание, печать и экспорт отчетов – запрещены по мотивам безопасности
Аналитик
Пользовательская роль
Роль наследует все права и требования к доступам роли "Пользователь". Однако, у Аналитика есть своя песочница для дублирования, создания и детального исследования данных и отчетов. Создание, печать и экспорт отчетов – разрешены
Владелец
Функциональная роль
Владелец инициирует создание потока, и все ресурсы, связанные с приложениями в потоке закреплены за одним Владельцем – у него есть полные административные права в рамках всех ресурсов выданного потока. Владелец также определяет правила и согласовывает доступ к своим потокам, назначает Ответственных за потоки
Ответственный
Функциональная роль
Ответственный назначается Владельцем. В потоке могут быть несколько ответственных сотрудников из разных подразделений. Он отвечает за корректное наполнение потока отчета и данными, являясь бизнес-аналитиком в своей области. Обладает полными административными правами и ведет паспорт проекта
Разработчик
Функциональная роль
Разработчик отвечает за поддержку и обучение лучшим практикам самостоятельной работы с Qlik Sense сотрудников компании. Он обладает полными административными правами только в рамках DEV потока. Выступает в роли разработчика и эксперта по созданию визуализаций
Администратор
Функциональная роль
Выполняет всех технические и административные задачи в Qlik Sense: создание и выдача прав доступа, постановка задач на расписание, управление ресурсами и свойствами платформы, создание и развитие средств мониторинга. Отвечает за оперативное управление производительностью системы, оптимизацию и устранение сбоев. Взаимодействует с разработчиками – участвует в разработке архитектуры приложений и моделей данных
Выше представлена базовая ролевая модель. Внутри своей организации, вы должны выстроить гибкую модель соответствующую вашей организационной структуре.
Каждая из выше представленных ролей может быть адаптирована под конкретный бизнес процесс.
КАК ПРОХОДИТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Стремитесь, чтобы все действия проводились на стороне бизнес-подразделений, ответственность лежала на руководителях бизнес-подразделений, либо на ответственных за потоки, которые будут назначены со стороны бизнес-подразделений. Это позволит избежать дальнейших конфликтов. Задачи как центра компетенции и разработки — обеспечить обучение и поддержку конечных бизнес пользователей.
Самое главное, что при таком подходе, у пользователей будет возможность ориентироваться на единую точку правды, за качеством которой регламентированно следят специалисты
ПРАКТИКА ДНЯ
Сегодня разберем стратегему № 11.
Суть стратегии заключается в том, чтобы при неизбежности потерь отдать малое с целью сохранить большее. В невыгодном проигрышном положении разделить собственные небольшие силы и направить более слабую их часть против более сильной половины мощного противника. И наоборот, выставить более способную часть своих сил против менее подготовленных сил соперника.
СТРАТЕГИЯ ДНЯ
№11.
Пожертвовать сливой, чтобы спасти персик
!
Важные аспекты этой стратегии:
— правильная оценка рисков
— потери неизбежны
— за каждую уступку нужно бороться, требовать за это возмещение
!
Форматы реализации:
убирают второстепенную фигуру, чтобы спасти главную. Малое, которое предстоит потерять может выражаться не только в материальных или людских ресурсах, но и в принципах, взглядах и морально-этических понятиях. Можно возложить вину на вымышленные предметы или обстоятельства — «глобализация», «рынок», «звезды», «бюрократия».
!
Избегайте ситуации, где вам нужно отвечать за действия других людей. Проводите тщательный глобальный анализ
Сталкивались ли вы на своем месте работы как такую стратегию применяли против вас? Какой вы нашли выход? Как вы можете применить эту стратегию в свою пользу?
Обсуждаем эту и другие стратегии в нашем Телеграм чате @qlikbi_chat
ИСТОРИИ КЛИЕНТОВ QLIK
Презентация от «ИТСК»

ИТСК — системный интегратор и разработчик программного обеспечения, дочернее предприятие ПАО «Газпром нефть».
Предлагаем вам посмотреть видео выступления Екатерины Михальчук по теме создания инструмента оперативного контроля ключевых показателей. Видео — с форума «Технологии настоящего времени».
АРТЕФАКТЫ
Сегодня мы детально на кейсе рассмотрели один из вариантов распределения ролей конечных пользователей, разобрались с выработкой ролевой модели и закрепили правила игры в документальном виде, воспользовавшись шаблоном предоставленного документа. Детальное описание ролей позволяет выстроить собственную структуру по функционалу и возможностям, чтобы внести корректировки в конечную схему работы регламента и взаимодействия специалистов. Дальше нас ждет разговор об источниках данных. До следующего дня. Виз виз уррраа!
ИТОГИ ДНЯ
По любым вопросам – thejump@datayoga.ru