ДЕНЬ 18
Истории, основанные на данных

СЕГОДНЯ

Начинаем новую, последнюю неделю Марафона с блока знакомства со сторителлингом – или как его с иронией называют в русскоязычном сообществе – сказительством. Узнаем что это такое и в чем особенности, как использовать в компаниях и как создать истории в Qlik Sense. Поехали?
Разбираемся
В основах продукта и терминологии
Аналитика и Сторителлинг
В чем особенность историй на основе данных
Темой сегодняшнего дня является сторителлинг и подготовка презентаций. Но почему это так важно? Как только компания начинает собирать и объединять различные виды данных, следующий шаг – извлечь из них выгоду. Ваши данные могут содержать огромное количество потенциальной ценности, но её невозможно создать, если идеи не раскрыты и не преобразованы в действия или бизнес-результаты.

Во время интервью 2009 года главный экономист Google д-р Хэл Р. Вариан заявил: «Способность работать с данными – уметь понимать их, обрабатывать, извлекать из них ценность, визуализировать их, сообщать об этом – это будет чрезвычайно важным навыком в следующие десятилетия". В настоящее время многие компании согласятся с проницательной оценкой Вариана.

Давайте разберемся в чем отличие аналитики от сторителлинга.

Аналитика предоставляет возможность самостоятельно найти ответы на интересующие вопросы, исследуя данные. В свою очередь сторителлинг предоставляет ответы, ведя пользователя по заранее определенному сценарию.
Пять характеристик истории:
  1. История имеет сюжет и несет смысл
  2. Позволяет сложить общую картину из разрозненных частей
  3. Дает представление, что будет в будущем
  4. Мотивирует аудиторию вникнуть в ситуацию
  5. Упрощает работу – требуется меньше времени на объяснение цифр
Тактики историй
Зачастую самые красивые статичные визуальные картинки могут проигрывать понятной и интересной истории.

Существует три тактики сторителлинга:
Горизонтальная логика

Идем от общего к деталям. Первый слайд –выводы и действия, затем – детализация каждого вывода.

Вертикальная логика

Взаимная поддержка контента заголовками.

Обратная логика

Переход от деталей к подведению общих итогов, на основе рассказанных ранее данных.

Варианты историй
На чем можно выстроить саму историю данных? Существует несколько вариантов того, на чем можно сфокусироваться и какие отношения и различия в данных показать.
Сторителлинг в организациях
Как использовать в бизнесе
Почему истории, основанные на данных, важны для организаций?

+ Истории – это эффективнейший инструмент передачи человеческого опыта и способ упростить сложный мир. Это дает контекст, объясняет инсайты и позволяет интерпретировать данные

+ Цель обычно заключается в изменении того, как кто-то принимает решения. Пока заинтересованная сторона не поймет что вы сделали, никакие изменения не произойдут

+ Большинство людей не могут понять детали аналитики, но им нужны доказательства, базирующиеся на анализе и данных
Почему многие люди и организации делают это плохо или вообще не делают?

– Аналитики тяготеют к структурированным областям знаний

– Многие аналитики неохотно посвящают этому вопросу много времени, даже если это сделает их работу более эффективной

– Относительно менее ценное вложение времени по сравнению с техническими возможностями аналитиков
Сторителлинг и BI-системы
Пользователи self-service BI-систем теперь имеют доступ к целому ряду возможностей, которые помогают им создавать убедительные истории данных. Они используют различные визуализации данных, начиная с простых диаграмм и заканчивая географическими картами и более разнообразными и сложными диаграммами, такими как тепловые карты и диаграммы свечей.

Важно отметить, что нет единой визуализации, которая бы работала для всех ситуаций. Вы должны выбрать подходящую визуализацию, основанную на типе данных, которые хотите представить, и аудитории. Упорядоченные во временной или концептуальной последовательности, эти визуализации могут быть преобразованы в повествование, чтобы помочь выявить результаты, тенденции или основные закономерности.
Сторителлинг в Qlik Sense
В Qlik Sense предусмотрен инструмент для удобного и быстрого создания историй на основе данных – Истории.

Перед созданием истории необходимо подготовить для нее материал – снимки визуализаций с выбранными фильтрами, которые вы будете использовать в истории.

Для того чтобы сделать снимок, необходимо навести курсор на нужную диаграмму и нажать кнопку снимка в верхнем правом углу. К каждому снимку можно добавить аннотацию с описанием визуализации и примененных на ней фильтров для быстрого поиска в Библиотеке снимков.
Когда все необходимые визуализации будут готовы, можно перейти непосредственно к созданию истории. Для этого необходимо нажать на кнопку Истории - Создать новую историю. Каждой истории можно присвоить название и дать описание.
В истории в Qlik Sense есть 6 основных элементов:
+ Библиотека снимков
Добавление на слайд созданных ранее снимков визуализаций

+Текстовые объекты
Добавление текстовые записи различных стилей на слайд

+Библиотека форм
Содержит в себе множество форм для создания убедительных историй

+Библиотека эффектов
Применение различных визуальных эффектов на снимки (применимо не ко всем видам визуализаций)

+Библиотека медиафайлов
Добавление объектов медиафайлов с различными типами, например, изображения

+Выбрать лист
Библиотека листов с листами в приложении, которые можно вставить в историю в виде листов оперативных данных

Также в историях можно изменять некоторые свойства снимков объектов. Например, можно включать/отключать легенду, метки значений или подписи.
Созданные истории можно экспортировать в виде презентации PowerPoint или файла PDF. История будет экспортирована с состояниями выборок, которые были использованы для ее создания. Выборки, примененные в ходе воспроизведения истории, будут проигнорированы.
Практикуемся
В решении кейсов
В качестве практического задания на сегодня предлагаем создать свою историю на основании данных одного из предыдущих дней (на ваш выбор).
Задания
Выберите одну из тактик сторителлинга и оформите презентацию, используя возможности Qlik Sense. Своими результатами вы можете поделиться в нашем телеграм-чате – вместе обсудим получившиеся истории и обменяемся советами.
Вдохновляемся
Изучаем прекрасное в сети
Полезные ссылки по теме
Помимо стандартных ссылок на материалы от Qlik, интересно изучить периодическую таблицу от Джеймса Харриса, которая, конечно, больше относится к видам повествования в сериалах и блокбастерах и сценарному делу. Тем не менее, сторителлинг – целое направление, и интересно изучать его с разных сторон, не только применительно к данным. Приятного просмотра.
Видео
Сегодня мы предлагаем вам посмотреть выступление неподражаемого Курта Воннегута о разных формах повествования. На русском языке.
Курт Воннегут о Сториттелинге
Видео на русском языке
Погружаемся
В тематические книжки и видео
Артефакты
Помогут Вам лучше усвоить и вовремя вспомнить основные элементы методик, подходов, последовательностей действий, проверенных практик
Книги
Сторителлинг на основе данных
Несколько авторов
Сегодня на полке для ознакомления потрясающий сборник последних технологий рассказывания дата-историй. Всем листать
Итоги этапа
Сегодня мы узнали про особенности сторителлинга, про разные типы историй и подходы к созданию историй сразу в Qlik Sense. Познакомились с разными примерами и посмотрели на периодическую таблицу всех приемов историй. Завтра узнаем почему работу с данными называют самым важным навыком настоящего и будущего. До завтра!
~
DATA YOGA CLUB