ДЕНЬ 13
Прототипы приложений
СЕГОДНЯ

Всем привет! Начинаем неделю интерактивного дашбордизма. И как принято, рассмотрим этот процесс поэтапно. Нас ждут пять дней обсуждения ключевых тем построения информационных дашбордов. Разгон берем от прототипов, поймем как их строить и зачем. Освоим Balsamiq как один из онлайн сервисов облегчающих такой творческий и визуальный процесс. Практические советы по выстраиванию процесса разработки и вопросы-ответы по востребованным темам помогут добавить идеи к вашим проектам. На полке сегодня Креативный скетчинг для впитывания методик структурированного эскиза для создания альтернативных идей дизайна. Клик клик ура! Ныряем.

Разбираемся
Если Вы добрались до данной темы, значит уже познакомились с работой в Qlik Sense, умеете пользоваться Set Analisys, создавать фильтры, таблицы и графики. На данном этапе вы уже можете создать свой дашборд, собрав все пожелания и данные. Но, если вы планируете разрабатывать отчетность в средних и крупных компаниях, либо оказывать им аутсорс услуги, вы должны понимать, что процесс разработки более сложный, чем он кажется на первый взгляд.
Вместо введения
Зачем нужно прототипирование?
Начиная разработку нового отчета, если не иметь "карту маршрута", можно нечаянно сбиться с пути, можно не увидеть цели, к которой необходимо прийти. Не допустить этого можно разными способами. Способов поставить задачу существует много, мы не будем разбираться в том какие из них верные, а какие нет, все имеют право на жизнь. Посмотрим на те способы, к которым нужно стремиться в идеальной ситуации. Когда отчетность поставлена на поток, необходимо составлять полноценные бизнес-процессы в том числе и для разработки. Любой из вариантов неминуемо ведет к тому, что в процессе разработки дашборда, в него будут вноситься кардинальные изменения: изменения в дизайн, логику и наполнение листов. В некоторых случаях, это может повлечь за собой и глобальные изменения, например, модели данных.

Прототипирование – важный этап при разработке отчетности, благодаря которому можно облегчить весь процесс разработки и минимально отвлекаться на изменения внешнего вида дашборда.
Прототипирование – что это?
Прототип представляет собой черновую реализацию базовой функциональной модели чего-либо, в нашем случае – дашборда. Он необходим для анализа его работы и юзабилити, определения необходимого контента. А так же, прототип позволяет ответить на главный вопрос – дашборд решает главную задачу заказчика? Создание же прототипа и называется прототипированием. Данный процесс должен присутствовать при разработке несмотря на то, что он может забирать значительную часть времени.
Зачем?

Вы начинаете разработку нового продукта, новой информационной панели – дашборда. Если пойти самым прямым путем, то необходимо будет одновременно решать задачи, связанные как с данными, так и с внешним видом отчета. Причем внешний вид в данном случае это не только цвета и расположение элементов, это и сам набор этих элементов – при помощи каких визуализаций вы хотите преподнести нужные показатели. Лучше отделить более творческие и аналитические процессы проектирования дашборда и определения необходимых показателей от процессов чисто технических – сбора и обработки данных. Наличие утвержденного прототипа позволит четко указать временные рамки разработки панели, упростит процесс планирования задач, руководству будет легче принимать решения. Также, прототип помогает в спорных ситуациях. Если возникли разногласия при сдаче проекта, вопросы по его построению, визуализациям, наполненности – можно будет обратиться к прототипу, и посмотреть, кто именно отошел от намеченного маршрута. Это позволит выровнять путь и продолжить дальнейшую работу.
Основные принципы прототипирования
Во время разработки прототипа учитываются пожелания и требования заказчика, наложенные на возможности разработчика и, непосредственно, возможности того инструмента, который будет использоваться при разработке, в нашем случае – QlikSense. На выходе мы получим некий «объект», который будет описывать представление о панели. Стоит упомянуть, что вид результата может отличаться. Так, если вспомнить мнение Яндекс насчет прототипа, то прототип должен выполнять цели:
  • продать идею
  • объяснить логику
  • объяснить поведение
  • проверить удобство интерфейса
  • испытать продукт на себе
  • испытать продукт на других
  • пожить с продуктом
Мы выделили те принципы, которые нужны нам, как разработчикам будущего дата-продукта.
Не все способы прототипирования позволяют покрыть указанные целевые задачи. Если вы не можете уделить достаточно времени на все пункты, то придется определиться с теми, которые жизненно необходимы. Давайте поверхностно ознакомимся с инструментами прототипирования и теми пунктами, которые они позволяют решать.

Первые три пункта могут покрыть простые мокапы. Мокап представляет собой макет, используемый для демонстрации потенциальному заказчику продукта или изделия, благодаря которому заказчик сможет визуально оценить дизайн, предлагаемый разработчиком. Мокапы тоже могут быть разными, для их создания также можно использовать и сторонние продукты. В зависимости от доверия между заказчиком и исполнителем, мокапы могут быть разной сложности подготовки. Часты случаи, когда мокапы был зарисованы от руки на простом листе А4, а стрелками были показаны все переходы. Такой мокап мог быть отсканирован и прикреплен к файлам проекта. В других случаях, заказчикам могут понадобиться более детализированные мокапы, и тут вам на помощь приходят графические редакторы (или таланты художника)

Последние два пункта у нас являются «живыми», нельзя получить ответы на вопросы, которые появляются при просмотре данных пунктов, держа в руках статичные рисунки. Для их решения требуется «живой» прототип, как и сами пункты. Одним из способов создания таких прототипов является Balsamiq.
Немного о Balsamiq Mockups
Balsamiq Mockups представляет собой сервис для построения макетов пользовательских интерфейсов. Данный продукт имеет несколько вариантов использования:

  • бесплатное веб-приложение
  • платное настольное приложение, которое обладает более широким количеством возможностей чем веб-приложение.

Для несложных эскизов подойдет и бесплатное приложение. Взаимодействие с объектами в приложении реализовано через Drag-and-Drop. Интерфейс очень простой, это позволяет быстро вникнуть в принципы работы приложения и начать готовить свой первый макет. Помимо стандартных объектов, Balsamiq позволяет импортировать изображения. С помощью него можно выполнить линковку (связывание) страниц отчета. Либо попробовать имитировать поведение фильтра – при нажатии на кнопку просто открывать другой лист (на котором, например, будут эти же представления но с другими данными). Готовый макет можно импортировать в форматы PNG и PDF и принести распечатанный макет на встречу с заказчиком, либо отправить электронный вариант по почте.
Данный способ прототипирования имеет свои преимущества, начиная от простоты и заканчивая тем, что мы можем "отдать" его заказчику. К тому же, заказчик сам может работать в данном продукте, с ним можно обмениваться макетами, он может вносить изменения, выдвигать предложения, или и вовсе – собрать прототип на основе своего видения.
Личный опыт
В веб-разработке существует понятие – «прототипирование кодом». Оно позволяет набросать очень живую модель проекта, и иногда даже решить некоторые проблемы совместимости и возможностей технологии. Один из вариантов сборки прототипа – в самом QlikSense. Такой способ может более детально дать понять заказчику, какие возможности имеются в запасе и сразу оценить трудозатраты.

Один из вариантов подготовки прототипа из опыта авторов Марафона может быть следующим:
Шаг 1
Ставим задачу
Постановочная встреча с клиентом, «собираем» информацию с заказчика. На данной встрече нам необходимо собрать как можно больше информации по дашборду – какие вопросы и проблемы он должен помогать решать, какие цели он преследует, с какими подводными камнями при обработке данных или построении визуализаций мы можем столкнуться. Выделяем второстепенные, маловажные задачи. Главное – получить пример исходных данных, чтобы понимать, что именно мы будем «крутить». Словесно делим отчет на листы и группы показателей.

После первой встречи с клиентом у вас будет оговоренное время второй встречи. В этот промежуток времени надо постараться набросать пилотный образец. Особой разницы в том, как он реализован – нет. Пусть то будут наброски от руки, в графическом редакторе или Excel, смотреть на это надо как на предмет обсуждения, а не продукт или финальный прототип.
Шаг 2
Создаем первый набросок дизайна
Ко второй встрече у вас уже готов предмет обсуждения. Ни в коем случае не идите на вторую встречу с пустыми руками. Вы должны подтолкнуть заказчика к правильному пути, ведь, если дать ему полную свободу и белый лист, мы можем увидеть невыполнимые требования – несколько таблиц на весь отчет, либо сотню похожих показателей на одном экране. Нужно помнить о том, что бизнес не обязан знать все тонкости и возможности инструмента, как и тонкости правильной подачи информации визуально – эксперт здесь вы! Происходит этап обсуждения представленного объекта, клиенты уже будут понимать принципы, у них сложится понимание того, что они хотят.

Можно взять любой облегченный датасет, который позволит абстрагироваться от реальных формул и не тратить на них время, так как это все таки прототип. Из него формируется прототип в самом QlikSense. Не надо пользоваться сложными формулами агрегации, достаточно стандартных сумм, средних и минимумов – не забываем о том, что мы получили от заказчика всего лишь пример данных. Когда строим визуализации в прототипы, то сразу оцениваем возможность их построения на реальных данных. Главное сейчас не данные – а композиция и представление. Если вы будете брать данные, которые они предоставили, то обсуждение отчета перейдет в обсуждение данных, нам этого не нужно.
Шаг 3
Уточняем требования
Отправляем данный «живой» прототип заказчику. Собираем пожелания, и если нет критичных – переходим к разработке боевой версии отчета. Если есть критичные комментарии, то работает над их решением, снова оцениваем их выполнимость и затем переходим к разработке с согласованным прототипом.
Практикуемся
В решении кейсов
Почти во всех уроках вы встречаетесь в практическими заданиями, которые позволяют закрепить полученные знания. Но, тема прототипирования – теоретическая, практическое применение будет зависит от отдельно взятой компании, поэтому, для закрепления материала можно пройтись по вопросам.

Ответы на вопросы спрятаны в раскрывающемся блоке по клику на текст вопроса.
1. Что представляет из себя процесс прототипирования?
Это сбор и определение начальных требований и разработка прототипа – черновой реализации базовой функциональной модели чего-либо.
2. Какова цель прототипирования дашборда перед разработкой?
Для составления дизайна и наполненности прототипа, поиск ответа на вопрос "Решает ли продукт главную проблему заказчика?"
3. Какие существуют способы прототипирования, которые стоит рассматривать?
+ Мокапирование от руки
+ Мокапирование в специализированных продуктах
+ Создание кликабельного прототипа
4. Почему наличие прототипа при разработке облегчает жизнь?
Наличие прототипа позволяет избежать лишней работы, позволяет построить маршрут разработки и правильное взаимодействие с заказчиком.
5. Каким сторонам процесса прототип помогает решать проблемы?
Прототип облегчает жизнь как разработчикам так и заказчикам. Разработчикам позволяет структурировать работу, видеть необходимый результат и облегчить планирование. Заказчикам легче понимать, что ни увидят в итоге, какие ограничения имеет выбранная система.
Следующие вопросы помогут вам оценить свой личный процесс разработки дата-продукта.
Жорж:
В каких случаях можно избежать прототипирования?
ДАТА ЙОГА:
При очень хорошем уровне доверия между заказчиком и разработчиком, при очень маленьком "в один лист" проекте, при необходимости "быстро показать результат"
Жорж:
Зачем используется "живой" прототип?
ДАТА ЙОГА:
Он позволяет понимать ограничения системы уже в процессе прототипирования, видеть не мокап проекта, а кликабельную версию продукта
Жорж:
С какими способами прототипирования сталкивались вы? Они помогали решать вам проблемы?
ДАТА ЙОГА:
... к вашему размышлению
Вдохновляемся
Изучаем прекрасное в сети
Полезные ссылки по теме
В программе на сегодня – ссылки на интересный кейс по созданию дашборда на заказ, советы и материалы для собственного обучения.
Видео
Еще один из возможных инструментов для создания прототипов – Figma. Мы не писали о нем в основном блоке, т.к. считаем его более специализированным и требующим технической подкованности. Но если вам интересно повысить свои скиллы, посмотрите небольшой обзор возможностей Фигмы:
ФИГМА
Видео-обучение от Яна Федорова
Погружаемся
В тематические книжки и видео
Артефакты
Помогут Вам лучше усвоить и вовремя вспомнить основные элементы методик, подходов, последовательностей действий, проверенных практик
Книги
Креативный скетчинг
Джонатан Робертс и артель
В этой книге описывается методология структурированного эскиза, которая поможет вам создать альтернативные идеи дизайна и набросать их на бумаге. Метод действует как контрольный список задач, чтобы помочь вам продумать проблему, создать новые идеи и задуматься о пригодности каждой идеи.
Итоги этапа
Легкое начало дня погрузило всех участников в творческий процесс создания скетчей. Работа в Balsamiq онлайн, что еще нужно чтобы за пару минут представить идею будущего дашборда. Изучили техники создания экскизов. Почитали советы от практиков. Не согласились с тем, что спорно. Готовимся к обсуждению композиций и мобильного дизайна. До завтра всем. Клик клик урааа!
~
DATA YOGA CLUB